Эдуард Чечерин и проект Trixter

Эдуард, победитель форума «Сильные идеи для нового времени», создал платформу Trixter по поиску подработки и первой работы для школьников и студентов. В рамках проекта АСИ «Страну меняют люди» он рассказал, какие изменения хочет внести в Трудовой кодекс, чтобы стимулировать работодателей официально нанимать сотрудников 14-18 лет, как в 13 лет пытался открыть шаурмичную и как форум «Сильные идеи для нового времени» вернул ему веру в проект.

Фото из личного архива

— Простите, что опоздал на 40 минут. Весь день в бесконечных звонках и встречах, благодаря вам, кстати. Форум «Сильные идеи для нового времени» здорово расширил наши горизонты, появились много новых контактов и возможностей.

Благодаря АСИ мы лучше поняли, как можем сотрудничать с государственными структурами и крупным бизнесом и — что важнее — мы начали с ними диалог. Простой пример: мы сейчас работаем только с ИП как с работодателями. Долго вели переговоры с ДОМ.РФ и с Роскосмосом о пилотном сотрудничестве. Они, в целом, были заинтересованы, но побаивались, мы же стартап всё-таки. Как только мы стали победителями конкурса — сразу процесс быстрее пошёл.

Планка поставлена очень высоко. Несмотря на то что, у нас есть рабочий прототип и слаженная команда, то есть у нас не просто идея, — всё равно приходится вкладывать массу усилий. Конечно, иногда заканчиваются силы, потому что свалилось слишком много всего разом и не успеваешь справиться со всем, но так бывает в стартапах. 

Мы пытаемся решить проблему трудоустройства молодёжи. Рынок трудоустройства школьников и студентов — сложное и одновременно популярное направление. Бизнес хочет работать с молодёжью, но у многих работодателей есть представление о молодом работнике как о ненадёжном и неэффективном.

Мы хотим отыскивать таланты и помогать им проявляться. Существуют уже сформированные таланты, их надо просто подтолкнуть, но есть и те, кто ещё не осознал свой потенциал. Вот их мы стараемся поддержать через различные обучающие программы. Наша целевая аудитория — те подростки, которые уже хотят выстраивать карьерный трек. Они понимают, что в начале будут зарабатывать немного, но приобретут ценный опыт.

Могу тут привести в пример моего личного ассистента. Он студент-химик из Рязани, почти без опыта в IT и маркетинге. Работал со мной год, получал 20 000 в месяц, потом стал проект-менеджером, прошёл курс программирования от «Яндекса» и сейчас работает там. Таким ребятам нужно помочь не только поверить в себя, но и убедить их, что они способны на большее.

Мы как-то проводили А/Б-тест вакансии с зарплатой в 20 тысяч и 70 тысяч рублей. Отклик на вакансию с большей зарплатой был в 10 раз меньше. Подростки и студенты просто боятся и сомневаются в своих силах. Те же, кто откликается на такие вакансии, — это либо очень уверенные в себе ребята, либо те, у кого уже есть большой опыт работы. А основная масса остаётся на дне из-за страха.

> 20 000
пользователей
на платформе Trixter
12
обучающих курсов
от медийных экспертов рынка
500+
работодателей нашли
себе сотрудников
Вся Россия
Охват проекта - 
все регионы Российской Федерации

— Как пришла идея создать Trixter?

Случайно.

Я работал директором по маркетингу в Black Star Burger и часто читал лекции. Однажды меня пригласили выступить в детском лагере. Мне это показалось необычным, я согласился. Прочитал лекцию про молодых сотрудников нашей компании, про то, как можно молодёжи начать зарабатывать деньги и так далее.

После выступления подростки буквально облепили меня и стали задавать вопросы, как устроиться на работу, просить советов, потом стали писать во все соцсети... А у меня в соцсетях, в основном, была предпринимательская аудитория. Я обратился к подписчикам, спросил, кому нужны молодые, мотивированные и недорогие сотрудники. Откликнулись трое или четверо моих знакомых, я написал пост с их контактами.

В итоге каждый из предпринимателей нашёл себе одного или двух сотрудников: мотивированных заряженных ребят, для которых не важно, суббота или воскресенье, — они всегда готовы работать. В отличие от профессионалов, которые на предложение поработать в воскресенье в полночь на съёмке скажут: «Только за тройную оплату», ребята радостно говорят: «Там же будут блогеры!» и с удовольствием берутся за дело.

У меня тогда был личностный кризис: мне надоело быть маркетологом, консалтером и так далее. Я решил, надо уходить в IT, строить платформу. Меня так вдохновили эти подростки... Я вспомнил себя в их возрасте, когда без опыта работы никто не брал и решил делать платформу для них.

Представил идею потенциальному инвестору, ему понравилось. Он дал небольшую сумму для начала проекта и предложил создать прототип платформы, посмотреть, что из этого получится. Я собрал команду, частично на свои деньги. Начали разрабатывать платформу, а я активно продвигал идею в своих соцсетях. Получил много положительных отзывов от подписчиков. 

В том числе, мне написал парень по имени Данил, который окончательно меня убедил в нужности проекта. Благодаря моему посту с контактами работодателей, он устроился на работу к моему другу Вове. Сначала как бесплатный стажёр, затем стал ассистентом, потом полноценным сотрудником. Сейчас он управляет одним из проектов и даже переехал в Москву. То есть ему 17 лет, а он сам нанимает школьников и студентов для работы. Это был поразительный карьерный рост за очень короткий период времени. Я его позвал к нам в Trixter проектным менеджером.

У нас вообще работает много молодых ребят. Например — 19-летний разработчик. Его подход к работе восхитительный. Когда даёшь ему задачу — он не рассказывает о препятствиях и проблемах, как часто делают его взрослые коллеги, а спокойно говорит: «Я пока не знаю, как это сделать, но я найду способ». И находит. Абсолютно спокойный и суперпроактивный.  

— Кем вы работали в детстве?

Я с 11 лет мечтал стать предпринимателем. В 13 попытался запустить свой бизнес — шаурмичную. Я рос в Находке, небольшом городе в Приморском крае. На выходные и праздники ездил в столицу — Владивосток. Там я впервые попробовал шаурму. В те времена в Находке не было её вообще. Меня так поразил вкус, что я провёл анализ рынка, попробовав всю шаурму в городе, и нашёл рецепт с идеальным сочетанием кетчупа, майонеза, огурцов, помидоров и мяса.

Я собрал старшеклассников, чтобы вместе начать бизнес, потому что в 13 ещё нельзя было открыть ИП, чтобы банально арендовать ларёк. Мы решили проблему с ИП, потом поняли, что нужен стартовый капитал, нашли и его, но столкнулись, скажем так, с административными барьерами. Времена были сложные — начало 2000-х — мне сказали, что просто так работать нам бы не дали: надо было часть денег отправлять на зону старшакам, а частью подкармливать полицию, чтобы не иметь проблем. Подсчитав все риски, мы пришли к выводу, что проект будет убыточным. Так мой первый бизнес прекратился еще до того, как начался.

Зато в 17 лет, когда поступил на первый курс в МГЮА имени Кутафина, я начал организовывать вечеринки для студентов и школьников. Эра гламура уже была на излёте, в клубах, в основном, проводили время взрослые дядьки, нас, студентов, даже не пускали туда, а тусоваться хотелось. Мы с двумя партнёрами скинулись по 10 000 рублей, это был стартовый капитал. Доллар тогда был по 30, как раз собрали 1000 долларов. Потратились на аренду, печать флаеров и объявлений. Объявления, кстати, расклеивали на столбах сами. Первую вечеринку сделали в Доме культуры на Рязанском проспекте в день проведения Евровидения. Собрали 300 человек, билет был 350 рублей.

Я тогда как раз первый бизнес-урок свой получил. С клубом мы договорились, что ещё отдадим им процент с кассы, но не учли, что на ней сидела какая-то бабуля, которую легко было облапошить. В общем, денег в кассе почти не было, и один из партнёров предложил не отдавать ничего — и так самим мало достанется. Я говорю: «нет, надо по-честному». Клубом заправляли взрослые мужики с бандитской внешностью. Мы приносим им эти гроши, они в ответ: «Вы что, реально бабки принесли? Ну вы даёте, пацаны! Заберите их себе, сходите на них куда-нибудь».  

— Что было потом?

Решил попробовать себя в найме. Напомню: я специалист по авторскому праву интеллектуальной собственности и учился в лучшем юридическом вузе, платил за него 180 тысяч рублей в год. Прихожу на работу в фирму. Мне предлагают пятидневку в офисе и 20 тысяч рублей оклада в месяц. Я объясняю, что у меня обучение стоит 180 тысяч, мне надо больше. За одну вечеринку я мог легко заработать 1000 баксов. Мне говорят, что это супер-оклад для такой должности.

Я думал пойти работать официантом или барменом (на моих вечеринках они получали 70-100 тысяч рублей), но мама меня уговорила попробовать по специальности устроиться всё же. Я пришёл в компанию «Новый диск», которая владела правами на «Смешариков». Провёл 51 судебное дело против пиратов, во всех добился победы.

Впервые столкнувшись с корпоративной культурой, я был потрясён: отделы, должностные инструкции, сотрудники, которые точно знали, что им делать... Понял, насколько хаотичным был бизнес с вечеринками, как нам не хватало системы.

В Trixter мы как раз делаем большой упор на систему. Трикстер — термин из мифологии, означает ловкого, хитрого персонажа, меняющего привычные правила игры. Типа Локи, Джека Воробья или Джокера — они ни полностью хорошие, ни полностью плохие, но все нарушают привычный порядок мироустройства. Суть всех этих персонажей — в перевоплощении.

Сегодня человек не работает всю жизнь в одной и той же профессии. Приходится ча-сто перевоплощаться. Люди меняют роли, сферы, навыки — становятся Trixterами в своих профессиональных областях. Возьмем, например, IT сферу. Там ты можешь быть программистом, менеджером, тестировщиком и так далее, постоянно меняя свою роль. В итоге у тебя сформируется уникальный набор навыков. Это основа новой экономики.

Мы стараемся предоставить подросткам максимально широкую базу, чтобы они могли эффективно работать в междисциплинарных направлениях. У нас разработаны краткосрочные курсы по профессиям персонального ассистента, проект-менеджера, копирайтера, маркетолога, программиста. Это так называемое микрообучение: ролики на 3-5 минут, привычный формат для молодёжи по тому же тик-току.

Сейчас обдумываем идею создания универсального курса, который включит все навыки: от работы с нейросетями и социальными сетями до анализа информации, составления презентаций и основ Notion, Trello, Asana и Jira. Мы уверены, что эти навыки обязан иметь любой современный специалист. При этом ребята могут привносить свои знания в более зрелые компании. Знаю 16-летнего младшего маркетолога, который показал коллегам, что такое Trello и научил их управлять задачами там. 

— А soft skills?

Обучаем им тоже, конечно. Это, вообще, ядро нашей платформы.

Дело в том, что у работодателей нет формальных критериев для оценки школьников и студентов в качестве потенциальных сотрудников, вроде профессионального опыта и образования. Мы в сотрудничестве с кафедрой математики и статистики психологического факультета МГУ адаптировали самые успешные тесты на soft skills для подростков: умение переносить неопределенность, навыки в области фасилитации, модерации и медиации, уровень стрессоустойчивости и способность к стратегическому планированию...

Опробовали эти тесты на 3000 студентах и зашили их в сокращенном виде внутрь нашей платформы. Когда работодатель размещает вакансию, он отвечает на несколько вопросов, и наш алгоритм автоматически подбирает для него профили кандидатов, основываясь на их наборе навыков, что значительно упрощает процесс отбора.

Trixter — самое сложное, что я делал когда-либо в жизни, если честно. Мы совершили практически все стартаперские ошибки. Сначала напрограммировали самолет, потом поняли, что им никто из наших пользователей не умеет управлять, разобрали его до уровня Феррари, оказалось, что это тоже не подходит. В конечном счёте пришли к телеге, которая всем понятна. Нужно было, конечно, начинать с телеги и потом прикручивать дополнительные спойлеры и колёсики.

Вообще, наша миссия сделать так, чтобы каждый предприниматель и руководитель нанял себе хотя бы по одному школьнику или студенту в качестве помощника или ассистента, не говоря уже о стажёрах! Мы хотим дать возможность школьникам и студентам работать в крупных компаниях в любой точке России, плюс мы также хотим вырастить профессионального будущего специалиста для региона, чтобы у молодёжи не было острой необходимости уезжать в более крупные города и уменьшать тем самым отток человеческого капитала из регионов.

Промо-ролик платформы Trixter

— Как школьники и студенты узнают о вас?

У нас довольно эффективная рекламная кампания через Телеграм и в ВКонтакте. Хотим в этом году начать продвигаться через блогеров. Кроме того, очень хорошо работает сарафанное радио — ребята нас рекомендуют друг другу. В общем, с работниками потенциальными всё в порядке. Проблема в работодателях.

Именно поэтому мы пришли форум «Сильные идеи для нового времени» — нам нужно дать работодателям попробовать нашу услугу. Мы должны стимулировать их нанимать молодые кадры, снижая опасения по поводу эффективности, чтобы польза от их найма была выше.

Мы просим у президента оформить поручение о создании федеральной программы по стимулированию работодателей к найму школьников и студентов. Важно снять административные и законодательные барьеры. Сейчас разрешено работать с 14 лет без согласия органов опеки, президент уже подписал соответствующие изменения в Трудовой кодекс.

Однако в реальности мы сталкиваемся с множеством других препятствий. Работодатели обязаны запросить разные справки, полностью оформить рабочее место, даже если сотрудник работает удалённо. Кроме того, у нас до сих пор очень жёстко мониторится найм несовершеннолетних на работу.

Мы предлагаем внести изменения в Трудовой кодекс, чтобы он учитывал асинхронную работу. Например, у нас работает парень Саша — наш текущий project-менеджер. Я ставлю ему задачи, и он сам решает, когда ему быть на связи. Мне важно лишь, чтобы работа была сделана к определённому сроку. Но наш Трудовой кодекс не позволяет работать таким образом. В нём чётко прописано количество рабочих часов в день, которые нам приходится это учитывать, что сложно в условиях асинхронной и удалённой работы. Мы предлагаем внести изменения в ТК, чтобы общее количество рабочих часов оставалось прежним, но не делалась разбивка по дням. То есть работник мог бы сам распределять своё рабочее время в течение недели, не превышая установленный лимит.

Также мы предлагаем снизить налоговую нагрузку при оплате труда школьников и студентов, чтобы это стало выгодным для работодателя. Сейчас работодатель платит зарплату и 43% сверху от неё налогов. Мы как резиденты Иннополиса получаем скидку — я плачу 21% в фонд оплаты труда. То есть, если я плачу зарплату в 10 тысяч, я доплачиваю всего 2100. Это стимулирует меня официально трудоустраивать сотрудников и платить им зарплату, а не искать внешних подрядчиков: ИП и самозанятых. Плюс для ребят это классный бонус, официальная работа, белое трудо-устройство, они вообще в восторге.

Мы предлагаем снять всё налогообложение для работников от 14 до 18 лет, чтобы для работодателя они были бесплатны с точки зрения налогов. Установить при этом разумное ограничение на размер зарплаты, например, до трёх МРОТ. Иначе им поставят оклады по 500 тысяч и будут выводить через них деньги. Уверен, что отмена взносов подтолкнёт брать на работу ребят и оформлять их в белую.

Легализация асинхронного
формата работы
Мы предлагаем внести изменения в трудовой кодекс, чтобы общее количество рабочих часов оставалось прежним, но не делалась разбивка по дням. То есть работник мог бы сам распределять своё рабочее время в течение недели, не превышая установленный лимит.
Снизить налоговую нагрузку на работодателя при трудоустройстве молодёжи
Мы предлагаем снять всё налогообложение для работников от 14 до 18 лет, чтобы для работодателя они были бесплатны с точки зрения налогов. Установить при этом разумное ограничение на размер зарплаты, например, до трёх МРОТ. Уверен, что отмена взносов подтолкнёт брать на работу ребят и оформлять их в белую.
Кнопка

Очень хочется ещё помочь молодежи от 18 до 24. Они сталкивается с другой про-блемой. С одной стороны, они являются полноправными субъектами Трудового кодекса и не могут получить преференции без дискриминации других возрастных групп. С другой стороны, по факту, эта возрастная группа не является полноценным участником рынка труда, потому что они обычно заняты учёбой.

Мы обсуждаем с профильными департаментами возможность разработать гибкую систему стимулов для работодателей, чтобы они нанимали таких студентов. Например, предложить скидку в 50% на фонды оплаты труда при условии, что работник работает от 3 до 6 месяцев.   

Фото из личного архива

— Почему тебе так важно этим заниматься?

Мы реально болеем этим вопросом. Мы не пошли в более денежную нишу, например, в профориентацию или в чисто обучение школьников и студентов. Мы пытаемся решить проблему трудоустройства молодёжи. Я с детства мечтал быть полезным. Быть полезным для молодёжи, особенно для ребят от 14 до 18, которыми у нас мало кто занимается, — это большое дело, ведь в конечном счете они станут движущей силой нашей экономики. Их развитие - это не только социальная задача, но и элементарная инвестиция! Когда я вижу, какие ребята приходят к нам на платформу, как у них горят глаза и на что они способны уже сейчас, я понимаю, что все наши усилия не напрасны.

Отдельно хочу ещё раз поблагодарить АСИ. Нам не дают каких-то секретных ходов и не заводят в кабинеты. В нас просто очень верят и помогают контактами, подсказывают и направляют!

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»