«Стандарт развития конкуренции в субъектах РФ» откроет малому и среднему бизнесу доступ на межрегиональные рынки

26 июня в Москве состоялся IX национальный бизнес-форум «Деловой России» «СТАВИМ НА КОНКУРЕНЦИЮ!». Главной темой Форума стало обсуждение механизмов взаимодействия ключевых членов кабинета министров, представителей региональных и муниципальных органов власти и предпринимательского сообщества в рамках реализации дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», цель которой – обеспечить прорывное экономическое и социальное развитие страны. 


Генеральный директор АСИ Андрей Никитин и глава Экспертного совета АСИ Валерий Фадеев выступили модераторами секции «Региональный разрез развития конкуренции». 

Участники секции обсудили проблемы добросовестной конкуренции на региональных рынках, развитие торговли и предоставление местным производителям торговых площадей. Отдельной темой обсуждения стала деятельность муниципальных унитарных предприятий (МУПови доступ частных компаний к рынку услуг ЖКХ, а также информационная открытость региональных энергетических комиссий (РЭК)

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, говоря о развитии конкуренции в регионе, отметил: «Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности государственной политики. Но достижение эффекта возможно только за счет совместных усилий регионов и федерального центра. Правительство Калужской области, руководствуясь дорожной картой по развитию конкуренции на 2013-2015 годы, уже осуществляет комплекс последовательных мер». 

Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Наталья Ларионова считает, что одна из ключевых проблем, которая не позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса активно развиваться и оставаться конкурентоспособным на рынке, связана с резким уменьшением инвестиций в средний бизнес. По ее словам, за последние несколько лет этот показатель сократился в 2 раза. 

Заместитель председателя Внешэкономбанка Михаил Копейкин рассказал о финансовых инструментах поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в субъектах РФ. ВЭБ разработал программу, которая призвана обеспечить равномерное развитие малого и среднего бизнеса в регионах. За последние 4 года банк увеличил объем финансирования в рамках программы кредитования малого бизнеса до 300 млрд. рублей. При этом Михаил Копейкин отметил, что около 70% средств программы ВЭБа используются компаниями из ЦФО, СЗФО и ПФО. Активность других субъектов РФ пока крайне мала. 

В 2013 году сумма средств, выделенная банком для софинансирования программ развития малого предпринимательства, составит более 40 млрд. рублей. Для предприятий малого и среднего бизнеса создана специальная программа, по которой ставка кредитования на 5-7 лет составляет 12,7% годовых. 

Кроме того, ВЭБ предоставляет гарантии субъектам малого предпринимательства для получения кредитов в других коммерческих банках. Создание такого механизма может повлиять на снижение ставки кредитования. Сегодня ВЭБ может выдать малому бизнесу гарантий на 40 млрд. рублей для получения кредитов на сумму в два раза больше - 80 млрд. рублей. 

В числе приоритетных проектов ВЭБа - кредитование отраслевых территориальных кластеров. Таких, как кластер автомобилестроения в Калужской области и целая серия инновационно-промышленных кластеров в Республике Татарстан. 

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая перед собравшимися на пленарном заседании Форума, напомнил, что полтора года назад именно на съезде «Деловой России» был дан старт национальной предпринимательской инициативе (НПИ) – системной работе по улучшению условий предпринимательской деятельности. 

«Самое главное, что были сформулированы основные идеи, которые теперь заложены в эти карты, и эти карты вами весьма внимательно исследуются, самое главное – исследуется их реализация»,- сказал Дмитрий Медведев. Он также отметил низкий уровень развития конкуренции в нашей стране: 


«Очевидно, что уровень конкуренции в нашей экономике крайне слабый, низкий. Более того, у нас конкуренция зачастую проходит в специфической форме, в той форме, которой нет в других странах – это конкуренция за административный ресурс, и это тоже печально… считаю, что «дорожные карты» по улучшению инвестклимата в любом случае работают на улучшение конкурентных»,- заявил Дмитрий Медведев

Председатель Правительства пояснил, что «дорожная карта» - это гибкий документ, который можно корректировать, и если цели, обозначенные в ней, не достигнуты, она подлежит доработке: «Я совсем недавно проводил встречу рабочих групп по «дорожным картам» и принял решение по корректировке целого ряда рабочих карт, потому что изначально мы исходили из того, что рабочие карты потому и рабочие, что их можно и нужно править… Поэтому признано целесообразным подготовить новую редакцию нескольких «дорожных карт». Это и повышение доступности энергетической инфраструктуры, и улучшение предпринимательства в сфере строительства, и совершенствование таможенного администрирования, хотя по всем этим картам уже проделана неплохая работа в целом». 

Генеральный директор АСИ Андрей Никитин в своем выступлении подчеркнул, что для масштабного роста несырьевого сектора экономики необходимы как привлечение иностранных инвестиций, так и реинвестирование собственного капитала компаний в расширение производства, открытие новых производств и создание новых рабочих мест.


«Задачей власти является создание стимулов и условий, способствующих притоку инвестиций в регион. Однако примеры пока говорят об обратном - новым национальным чемпионам очень трудно развиваться в России»,- сказал Андрей Никитин

Затягивание сроков, максимальная бюрократизация процедур и отсутствие конструктивного диалога мешают развитию бизнеса в России. По мнению главы АСИ, улучшение инвестиционного климата – это, прежде всего, обеспечение равных условий ведения бизнеса для участников рынка, что повышает конкурентоспособность экономики в целом.

«Вот уже на протяжении года АСИ реализует два ключевых проекта по улучшению делового климата в стране. Это национальная предпринимательская инициатива, реализуемая на федеральном уровне и региональный инвестиционный стандарт, внедряемый на региональном уровне. В рамках НПИ, Агентством стратегических инициатив совместно с «Деловой Россией» была разработана федеральная дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденная Правительством в конце прошлого года. В частности, в дорожной карте предусмотрена разработка и внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», - рассказал в своем выступлении Андрей Никитин

Основными целями разработки «Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» является: 
  1. Создание на региональном уровне минимальных условий для развития конкуренции
  2. Учет региональных особенностей при развитии конкуренции на большей части рынков и в отраслях
  3. Создание системы распространения лучших практик развития конкуренции
Основные элементы Стандарта: 
  1. Нормализация регуляторной среды и снижение административных барьеров выхода на региональные и межрегиональные рынки
  2. Формирование «Стратегии развития конкуренции региона»
  3. Установление перечня необходимых компетенций и сферы ответственности региональных органов власти в части развития конкуренции (в соответствии с федеральной дорожной картой «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»), выбранными регионами приоритетами
  4. Описание практик повышения эффективности внедрения региональных мер поддержки малого и среднего бизнеса и эффективности использования аналогичных федеральных мер в приоритетных отраслях (с учетом особенностей каждого региона). Особое внимание нужно обратить на поддержку стартапов и вовлечение широких слоев населения в предпринимательство
  5. Практики содействия выходу частных игроков на традиционно монопольные рынки в инфраструктурных отраслях
  6. Снижение доли государственного сектора в экономике региона до эффективного уровня, демонополизация и разгосударствление
  7. Повышение открытости деятельности органов исполнительной власти и максимально полное размещение информации о доступах на рынки и к ресурсам 

Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка обратил особое внимание на необходимость формирования на региональном рынке минимальных условий развития конкуренции, снижение административных барьеров при закупках государственными предприятиями, а также выделение на региональном уровне тех рынков, куда привлекаются иностранные инвесторы. 

«Необходимо создать особые меры для формирования среды для малого бизнеса, а также устранить явную монополию на рынке ЖКХ и привлечь представителей предпринимательского сообщества к ограничению региональных тарифов в электроэнергетике. И, наконец, огромное значение для конкуренции на рынке имеет открытость информации. А создание стандартов по развитию конкуренции будут говорить не только о задачах местных администраций, но и роли бизнеса в экономике региона», - подчеркнул Александр Галушка. 


Директор по России Всемирного банка Михал Рутковски в своем выступлении отметил, что в последнее время Россия начинает терять конкурентоспособность на глобальных рынках, при этом уровень инвестиций и инноваций остается низким по сравнению со многими другими странами. Очень высока доля государственных компаний в российской экономике, в большинстве ключевых секторов экономики - добыча полезных ископаемых, финансовые услуги, связь, транспорт, энергетика, автомобилестроение - доминируют государственные компании или компании с госучастием. 

«Примеры из мировой практики показывают, что у частных компаний практически нет шансов на выживание, если они конкурируют с государственными компаниями», - пояснил Михал Рутковски

Из позитивных тенденций он отметил разработанную в рамках НПИ дорожную карту «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»: «Всемирный банк считает значительным шагом вперед разработку и претворение в жизнь дорожной карты по развитию конкуренции, которая была утверждена в декабре прошлого года. Это означает, что в Правительстве России осознают серьезность проблемы, с которой может столкнуться страна, если сохранит сегодняшнюю экономическую модель». 

Со своей стороны Михал Рутковски заверил, что Всемирный банк готов дальше поддерживать работу по развитию конкуренции, либерализации рынков и торгов, а также созданию институтов, способствующих защите и продвижению справедливой конкуренции в России.