АСИ и Сколтех провели семинар по внедрению стандарта CDIO в российских вузах

28 мая в здании Правительства Москвы состоялся семинар, посвященный внедрению стандарта инженерного образования CDIO в России. 

В обсуждении приняли участие директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков, вице-президент по академическим вопросам Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Михаил Мягков, а также ряд представителей российских ВУЗов, экспертного сообщества и профильных ведомств. 

В своем вступительном слове Дмитрий Песков рассказал, как АСИ помогает российским лидерам, «которые считают необходимым создание в нашей стране благоприятной среды обитания для себя и своих детей». Тем, кто инвестирует свои силы и средства в модернизацию российской экономики «для того, чтобы она могла достойно конкурировать в условиях глобального рынка».

Дмитрий Песков

«Это означает, что мы должны всячески помогать любым инициативам, которые повышают качество образования в российских ВУЗах. Сейчас есть нехватка проектных команд, которые способны реализовывать свои идеи на хорошем качественном уровне. В стране много денег, готовых к инвестициям, нужны качественные проекты, и компетенции. И ВУЗы должны выполнить две задачи: стать центрами переподготовки тех, кто пытается продвигать свои проекты на рынке. И самое главное - изменить качество и систему подготовки тех студентов, которые к ним приходят, и мы очень надеемся, что стандарт CDIO поможет выполнить эту задачу. И мы, как Агентство, готовы помогать в этом на всех этапах», - подчеркнул Дмитрий Песков

Михаил Мягков

Вице-президент по академическим вопросам Сколковского института науки и технологии Михаил Мягков, в свою очередь, подтвердил, что в России АСИ является одним из основных участников продвижения лучших мировых практик в образовательном и деловом поле. 

«Сколтех – это не институт в обычном понимании этого слова, построенный для каких-то элитных студентов в Сколково. Это, скорее, портал возможностей, который должен соединить российских талантливых студентов, преподавателей и представителей делового сообщества, с их западными коллегами. И этот синтез богатой российской академической среды и талантов с лучшими западными практиками позволит создать систему, которая поможет будущим поколениям жить лучше. И в этом смысле, наше сотрудничество с Агентством стратегических инициатив очень важно, потому, что, как правильно заметил Дмитрий, сейчас есть деньги и желание, но нет компетенций… Наше сотрудничество [с Агентством стратегических инициатив] - это как раз тот случай, когда один плюс один – это больше, чем два», - резюмировал Михаил Мягков

Кристина Эдстром

Директор по образованию Сколковского института науки и технологий Кристина Эдстром презентовала на семинаре 12 ключевых стандартов CDIO: 
Стандарт 1. Утверждает, что создание и развитие продуктов и систем на протяжении всего их жизненного цикла «задумка – проектирование – реализация – управление» является общим контекстом развития инженерного образования. 
Стандарт 2. Говорит о том, что необходимо чёткое, подробное описание приобретённых личностных, межличностных и профессиональных компетенций в создании продуктов и систем, соответствующих установленным целям программы и одобренных всеми участниками программы. 
Стандарт 3. Требует, чтобы учебный план включал в себя взаимодополняющие учебные дисциплины и был нацелен на интегрирование в преподавании личностных, межличностных компетенции, а также компетенций создавать продукты и системы. 
Стандарт 4. Предполагает наличие вводного курса, который бы закладывал основы инженерной практики в области создания продуктов и систем и был нацелен на обучение основным личностным и межличностным компетенциям. 
Стандарт 5. Нацеливает на то, чтобы в процессе обучения студент участвовал как минимум в двух учебно-практических заданиях по проектированию и созданию изделий, одно из которых он бы выполнял на начальном уровне, а второе – на продвинутом уровне. 
Стандарт 6. Связан с учебными помещениями, в которых была бы возможна организация практического подхода к обучению навыкам проектирования и создания продуктов и систем, передача дисциплинарных знаний, а также организация социального обучения. 
Стандарт 7. Обязывает, чтобы учебные задания носили интегрированный характер. Выполняя их, студенты осваивали бы дисциплинарные знания, а также личностные, межличностные компетенции и умение проектировать и создавать новые продукты и системы. 
Стандарт 8. Говорит о необходимости организации обучения, основанного на активном практическом подходе. 
Стандарт 9. и 10. Требуют от профессорско-преподавательского состава повышения их педагогических способностей и компетентности в навыках CDIO. 
Стандарт 11. Предполагает, что будет разработана система оценки успеваемости студентов в процессе усвоения дисциплинарных знаний, личностных, межличностных компетенций, а также система оценки способности студента создавать продукты и системы. 
Стандарт 12. Связанс оценкой образовательной программы всеми ключевыми субъектами: студентами, преподавателями, представителями бизнес-сообществ и другими – с целью непрерывного совершенствования образовательного процесса. 

Завершая семинар, Дмитрий Песков выразил надежду, что российские технические ВУЗы проявят не меньший интерес к внедрению CDIO, чем участвовавшие в семинаре представители гуманитарных институтов.