В России будут созданы высокоскоростные транспортные коридоры

Текст: Ольга Ускова (президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий)

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о важности создания нашей страной беспилотных автомобилей. Сегодня, по мнению многих российских и зарубежных экспертов, общество подошло к стадии перехода к принципиально новым технологиям, определяющим изменение средств производства. Речь идет о системах искусственного интеллекта и переходе на роботизированный труд практически во всех областях человеческой деятельности.

В октябре аналитики Gartner опубликовали ежегодный технологический прогноз на ближайшие несколько лет (до 2018 - 2020 гг.), который включил 10 пунктов. В своем большинстве они представляют собой те или иные варианты робототехнических систем: роботы-секретари, способные осуществлять до 20% корпоративной переписки, роботы в экономике, которые будут участвовать в 5% всех экономических транзакций, роботы-боссы, которые будут управлять до 3 млн рабочих, "умные" машины, контролирующие рабочий процесс сотрудников предприятий, и т.д. Все это говорит о том, что уже в самом ближайшем будущем следует ожидать коренных изменений в нашей жизни, аналогичных по своей масштабности и глубине проникновения тем, которые когда-то привнесли механические станки, пароходы, паровозы и другие чудеса человеческой мысли того времени. И эти изменения не будут связаны только лишь с возможными дополнительными сервисами и комфортом граждан. Изменится система отношений в обществе. Возникнут новые законы и правила игры. С приходом продуктов, основанных на искусственном интеллекте, человек может быть на 90% выведен из процесса производства вообще, что, несомненно, приведет к смене социально-экономического уклада в мире.

В числе отраслей - пионеров перехода на новые технологии находится автомобильная. 

В качестве подтверждения тезиса о реальности наступления эпохи перемен можно сказать, что, по мнению многих математиков, разрабатывающих системы искусственного интеллекта для беспилотных автомобилей, созданный сегодня базовый математический аппарат уже полностью достаточен для решения задач по замене человека на робота в других сферах деятельности. Кроме того, о всей серьезности и важности проблемы создания беспилотных транспортных средств говорит отношение к ней руководства ведущих стран, в своем большинстве уже представивших конкретные документы - концепции перехода к автономным системам к первой половине 2020-х годов. Приятно сознавать, что и Россия находится в их числе.

Кстати, конкуренция в этом сегменте между основными игроками ощущается практически во всех сферах. Например, нынешнее соревнование мировых математических школ, работающих в области создания автономных транспортных средств, по уровню своего напряжения до боли напоминает состязание научных групп физиков-ядерщиков 40 - 50-х годов прошлого века. И в нашей стране ученые вновь выходят на первый план, чего не было довольно давно. И это понятно. На кону, по сути, стоит экономическая самостоятельность страны. Те государства, которые смогут собственными силами создать в обозначенные сроки беспилотные транспортные системы, а это основа инфраструктуры экономики будущего, и смогут на равных конкурировать на мировых рынках. Кто не успеет, будет вынужден довольствоваться категорией зависимых.

Стоит сказать, что у России существует ряд серьезных преимуществ перед своими конкурентами. В их числе географическое положение страны. 

Именно ее расположенность между Европой и Азией сможет стать ключевым фактором для создания высокоскоростных транспортных коридоров для беспилотных транспортных средств. Это подтверждается и мнением экспертов Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Национальной технологической инициативы (НТИ). В дорожной карте, разработанной специалистами группы AutoNET АСИ НТИ, говорится, что проект по созданию беспилотных транспортных средств позволит нашей стране стать ключевым транзитным звеном евразийской континентальной системы международных торговых отношений, занять ведущую роль в организации трансконтинентальных перевозок и управлении грузопотоками в масштабах всего евразийского транспортного пространства, извлекая при этом экономические выгоды. В разработку проекта уже вовлечены ГК "Автодор" и Минтранс России.

Ко всему прочему, технологическую основу отечественного подхода составляет так называемая пассивная модель (поглощающая сигнал), модель компьютерного зрения, созданная российскими учеными, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер. Собственно, по таким же принципам действует и человек. Этот подход применяется в России в дополнение к активной (излучающей) части модели, на которой базируются многие зарубежные проекты, например Google Car. Она является значительно более дорогостоящей, поскольку предполагает использование приборов, общая стоимость которых может быть сравнима со стоимостью самого автомобиля. Именно по этой причине России не потребуются масштабные инвестиции в дорожную инфраструктуру (датчики, метки, разметка и другие дорогостоящие элементы умного города) для обеспечения беспилотного движения, как это сегодня мы наблюдаем в большинстве развитых стран. Кроме того, отсутствие идеальных возможностей для организации дорожного движения характерно для большей части земного шара. Таким образом, наличие конкурентоспособного решения предоставит нам неплохие шансы выйти на рынки ШОС, БРИКС, африканских и других развивающихся государств. Можно сказать, что фактор плохих дорог, возможно, впервые в истории, сыграет положительную роль.

Для достижения конечного результата, конечно, важны объемы инвестиций. Но создание принципиально новых технологий - это не только гонка финансов, но и идеологий. И главное, что мы сегодня готовы к такому интеллектуальному вызову. Мы вступили в новую эпоху существования. Если Россия сейчас не отнесется к возникшим изменениям со всей серьезностью, то последствия для следующих поколений будут намного серьезнее, чем просто превращение в сырьевой придаток к мировой экономике.