Какова вероятность успеха при реализации дорожных карт НПИ?

На этот вопрос отвечали участники совместной конференции газеты «Ведомости» и Агентства стратегических инициатив на тему: «Национальная предпринимательская инициатива: «дорожные карты» к благоприятному инвестиционному климату».

В мероприятии приняли участие более 200 человек - лидеры проектов, члены рабочих групп национальной предпринимательской инициативы (НПИ), представители федеральных органов исполнительной власти, эксперты и предприниматели. 

Конференция прошла при поддержке ведущих общероссийских бизнес-объединений - «Деловой России»«ОПОРЫ РОССИИ»ТПП РФ и РСПП

Открывая пленарное заседание, директор по развитию партнерской сети АСИ Александр Пироженко рассказал об особенностях разработки дорожных карт и специфике взаимодействия АСИ, федеральных ведомств и деловых сообществ в процессе их подготовки. По его мнению, подготовленные дорожные карты не только позволяют достигнуть «быстрых побед» по направлениям системной трансформации экономики, но и закладывают основу для новой системы оценки деятельности федеральных и региональных ведомств.

пирож.jpg

Выступая с основным докладом, генеральный директор АСИ Андрей Никитин отметил, что основная задача Агентства сегодня состоит в создании полноценной системы мониторинга реализации дорожных карт.

AK7C7111-2.jpg

Мы нацелены на то, чтобы суть дорожных карт не поменялась и все предложения были внедрены. НПИ вышла на хорошую проектную мощность, набрала обороты, теперь главное – добиться эффективного выполнения. Неся ответственность за принятые дорожные карты, мы должны формировать повестку для бизнеса на ближайшие годы, включая правила, принципы и условия его ведения

Завершая свое выступление, Андрей Никитин поздравил руководителя «ОПОРЫ РОССИИ» Сергея Борисова с 10-летием его организации.

Борисов.jpg

 «Хотя нашему Агентству только год, а «ОПОРА» сегодня перешагнула 10-летний рубеж, наши структуры работают на общую задачу: создание комфортных условий для предпринимателей, вне зависимости от размера бизнеса. «ОПОРА» сегодня следует заявленным целям – остается фундаментом для институциональных изменений», - подчеркнул гендиректор АСИ.

Беляков.jpg

Представляя позицию федеральных ведомств, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Сергей Беляков отметил: 

Реализация проекта НПИ позволяет устранить барьеры между бизнесов и властью, сделать их диалог содержательным и результативным. Недостаточно только сформулировать и внести изменения в законодательство, важно достичь ощутимого результата и увидеть системный эффект, который «засчитают» и бизнес, и эксперты

Обратившись к позициям России в международных рейтингах, он подчеркнул, что «достойные результаты в рейтинге Doing Business, на которые ориентируется НПИ, сами по себе не являются самоцелью. Главное – это процесс трансформации экономики в интересах бизнеса». 

Президент «Деловой России» Александр Галушка рассказал об основных проблемах реализации проектов НПИ. По его мнению, «основной риск заключается в системном, последовательном сопротивлении бюрократии. Большинство ведомств ничего не хочет менять в существующем положении дел, чиновники не видят проблем и заинтересованы в закрытии поручений, а не в структурных изменениях. Причем сопротивление ощущается не только при разработке карт, но и на этапе внедрения». 

 Галушка.jpg

При политической поддержке руководства страны и более активной позиции бизнеса национальная предпринимательская инициатива станет успешным долгосрочным национальным проектом

В продолжение дискуссии президент «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов посетовал на отсутствие должной координации между деловыми объединениями, экспертным сообществом, АСИ: «Мы все занимаемся одним и тем же, и, к сожалению, мы далеко не всегда учитываем предложения и согласовываем позицию по ключевым вопросам». 


По итогам пленарной сессии участники ответили на основной вопрос повестки дня: «Какова вероятность успеха при реализации дорожных карт НПИ?» при помощи онлайн-голосования. Более 60% расценили шансы проекта как средние и высокие, 33% - как низкие. 


Затем состоялось обсуждение проектов очередных дорожных карт, разрабатываемых Агентством в рамках реализации НПИ: 
Руководители рабочих групп представили основные мероприятия, заложенные в дорожных картах, а также обсудили с участниками конференции ключевые показатели, на достижение которых ориентированы проекты. Участники обсудили механизмы внедрения уже утвержденных проектов НПИ, инструменты общественного мониторинга их исполнения и возможные риски при реализации дорожных карт. 

Аветисян.jpg
Позицию Агентства по системе мониторинга реализации НПИ представил директор направления «Новый бизнес» Артём Аветисян

Дорожные карты нацелены на улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации. Однако реальную оценку динамики улучшений могут дать лишь сами предприниматели и представители деловых общественных объединений, люди, непосредственно реализующие на практике эти инициативы

По его словам, «утверждение дорожных карт - это лишь первый шаг на пути формирования благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации. Следующим шагом является мониторинг и оценка бизнес-сообществом реализации мероприятий дорожных карт». 

Агентство призвано стать «мостом» между бизнесом и властью в процессе реализации дорожных карт. Данный формат работы является новым инструментом государственного управления, который позволит руководству страны получать оперативную оценку решений, принимаемых Правительством Российской Федерации по повышению инвестиционной привлекательности государства непосредственно от деловых кругов и соответственно оперативно реагировать на них. 

Заместитель начальника отдела Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Людмила Дмитриева рассказала о порядке мониторинга реализации дорожных карт со стороны Министерства. Руководитель рабочей группы по проекту «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» Леонид Казинец высказал предложение о том, что проекты нормативных правовых актов во исполнение мероприятий «дорожных карт» должны готовиться самими предпринимателями, а органы государственной власти должны их согласовывать и утверждать. 

А руководитель рабочей группы «Совершенствование таможенного администрирования» Виталий Сурвилло предложил разработать механизм гармонизации позиций бизнеса и власти по мероприятия «дорожных карт» в случаях, когда позиции сторон расходятся. Кроме того, Виталий Сурвилло предложил осуществлять постоянный контроль над разрабатываемыми проектами отраслевыми нормативными правовыми актами в целях их увязки с мероприятиями «дорожной карты». 

Скуфинский.jpg

Руководитель рабочей группы «Оптимизация процедур регистрации собственности» Олег Скуфинский озвучил предложение о необходимости введения персональной ответственности представителей органов государственной власти Российской Федерации за реализацию мероприятий дорожных карт. Он также заявил о необходимости создания автоматизированной системы по мониторингу мероприятий дорожных карт. 

В заключение Артём Аветисян обозначил основную задачу мониторинга дорожных карт: избежать формального исполнения их мероприятий и достижение именно тех результатов, которые закладывались бизнесом при подготовке той или иной дорожной карты. Он проинформировал участников о том, что итоги сессии будут обобщены и доложены Председателю наблюдательного совета АСИ Владимиру Путину на ближайшем заседании.