Национальная предпринимательская инициатива - 2015: ключевые задачи и планируемые изменения

11 декабря 2014 года Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное оценке реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ).

В совещании приняли участие: помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов, заместители Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, Аркадий Дворкович и Дмитрий Козак, руководители федеральных органов исполнительной власти, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин, а также руководители рабочих групп НПИ.

«Прошло уже три года с момента, когда было принято решение действовать в рамках национальной предпринимательской инициативы. «Дорожные карты» действительно стали системным бизнес-планом работы для деловой среды и в значительной мере для тех ведомств, которые занимаются исполнением этих «дорожных карт»», - подчеркнул Дмитрий Медведев в своем вступительном слове.

  • Мониторинг реализации «дорожных карт» НПИ

Глава Правительства дал оценку эффективности реализации мероприятий 11 утвержденных «дорожных карт» и указал на необходимость устранения разрывов между разработанными законотворческими нормами и практикой их правоприменения. 

«У нас есть и определённые успехи, это отмечают сами представители делового сообщества. В частности, мы действительно существенно упростили процедуры таможенного оформления, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, снизили стоимость (разные оценки есть, некоторые оценки – до семи раз) и сроки технологического присоединения к сетям (это тоже явно движение вперёд неплохое); утвердили перечни процедур в жилищном строительстве (по информации Минстроя, количество таких процедур сократилось с 220 до 134); создали страховой центр поддержки экспорта, который сможет выдавать необходимые страховые и кредитные продукты, хотя там пока успехи не такие впечатляющие», - заявил Дмитрий Медведев.

Он также сообщил, что в рамках реализации мероприятий «дорожной карты» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», было подписано постановление Правительства, учитывающее особенности участия в закупках товаров, работ и услуг отдельных видов юридических лиц.

«Документ довольно сложный, важный, готовился с дифференциацией этих закупок в зависимости от объёма или от цены контракта, скажем так, от того, какова годовая выручка отдельных юридических лиц. Надеюсь, что от него будет определённый толк», - сказал Дмитрий Медведев.

  • Выявленные проблемы и задачи на 2015 год

Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Станислав Воскресенский рассказал о тех проблемах, которые удалось выявить в ходе мониторинга реализации «дорожных карт» НПИ и определил 4 основных направления для дальнейшей работы.

«Первое. Необходимо будет доработать в следующем году, в начале года, мероприятия «дорожных карт» по двум причинам. Во-первых, мир не стоит на месте, и коллеги из других стран тоже занимаются последовательным улучшением климата инвестиционного, появляются новые лучшие практики, и мы должны держать руку на пульсе и в соответствии с этим себя также вести. Второе… Методология Doing Business в следующем году будет существенно изменена. О самих изменениях будет понятно только к концу января. Сегодня Всемирный банк не готов нас отбрифинговать о том, как она будет изменена. Общие направления этих изменений уже понятны сегодня – это расширение перечня показателей, прежде всего в области правоприменения, которые будет учитывать этот самый Doing Business».

«Второе направление – это правоприменение… В этой связи, кстати, хотелось бы отметить, что «Россети» две недели назад создали внутри «Россетей» специальное подразделение, которое будет заниматься как раз оптимизацией практики по подключению к сетям. Но в целом нам необходимо создать именно давление в области правоприменения. Сейчас АСИ, «Клуб лидеров» занимается широко практикой так называемых контрольных закупок. Мы считаем, её надо в следующем году расширить, чтобы это позитивное давление на органы власти по реальным улучшениям создать».

«Следующее направление – это доведение на систематической основе до предпринимательского сообщества тех позитивных изменений, которые мы делаем. Почему это необходимо? Я приведу один пример. Например, была исключена процедура согласования с сетевой организацией проектов внутреннего/внешнего электроснабжения объектов потребительской мощности до 150 кВт. Действительно, это вступило в силу, и только 13% опрошенных потребовалось в обязательном порядке такое согласование предоставить. Но 35% опрошенных на всякий случай в инициативном порядке эту процедуру прошли, поэтому здесь необходимо информирование, и вот с чем оно ещё связано. Мы с этим столкнулись, работая со Всемирным банком. Всемирный банк стал и наших коллег из АСИ, которые плотно работают с Правительством, воспринимать фактически как чиновников (они этого не скрывают), поэтому та позитивная информация, которую коллеги из АСИ передают, что действительно изменились процедуры, уже имеет место на практике их изменение, не всегда воспринимается Всемирным банком. Поэтому мы вместе с коллегами из АСИ подготовим систему такого информационного потока о реальных изменениях в области правоприменения».

«Четвёртое направление – это роль субъектов Российской Федерации. Действительно, все большая и большая роль в реальном улучшении инвестклимата сегодня у субъектов. Сегодня что получается? Сегодня Москва и Санкт-Петербург соревнуются в силу рейтинга Doing Business, многие другие регионы соревнуются в силу здравого смысла конкретных региональных управленческих команд. Но чтобы раскачать реальную конкуренцию между регионами, будем активизировать использование так называемого национального рейтинга инвестклимата, который в первый раз АСИ в этом году подготовило».

Дополнил список проблемных точек, связанных с реализацией утвержденных и принятых на законодательном уровне изменений, а также выявленных в ходе мониторинга НПИ задержках в исполнении конкретных мероприятий «дорожных карт», глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин:

«Так, в рамках «дорожной карты» по конкуренции была выявлена необходимость подготовить проект федерального закона о внесении изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающего административную ответственность медицинских работников за несоблюдение требований выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках по международным патентованным наименованиям. Здесь на что хочу обратить внимание? «Карта» была утверждена распоряжением Правительства в декабре 2012 года, срок реализации данного пункта – январь 2014 года. При этом проект федерального закона из одной страницы был размещён Минздравом России только в июле 2014 года. Вопрос тем самым два года не решался. Сейчас, спасибо Правительству, ситуация сдвинулась с мёртвой точки: создана специальная комиссия, вопрос будет решён. С 1 марта 2015 года появится сервис электронной медицинской карты, то есть проблема будет решена не путём законопроекта, а по-другому, но здесь я бы хотел обратить внимание на подход к работе. Два года, когда «дорожная карта» была известна, ничего не предпринималось, и только когда сроки стали подходить к концу, мы начали что-то делать.

Отдельно хотел бы остановиться на ситуации с планом мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах. Это очень важный документ, он прямо влияет на оценку бизнесом качества нашей международной торговли – сроки доставки контейнеров, сроки доставки грузов. На сегодняшний день из 20 пунктов плана сроки наступили по 10. Я знаю, что Министерство транспорта активно сейчас начало реализовать все эти вещи. Там не только Минтранс, но и Росграница, Минкомсвязь и ещё ряд ведомств участвует. Но я бы очень просил Министерство транспорта максимально активно реализовать этот план, потому что без него это позорное 156-е место России по показателю «Международная торговля» мы, к сожалению, никак не изменим, если ситуацию в морских портах не поменяем».

  • Текущие «пробуксовки» по внесению законопроектов в Госдуму

Андрей Никитин также сообщил, что из 80 проектов федеральных законов, которые необходимо внести в Государственную думу до конца 2014 года, осталось еще 4:

«Два из них подготовлены в рамках «дорожной карты» по строительству, один касается «дорожной карты» по налогам и ещё один – по конкуренции. Я начну с последнего. Законопроект, подготовленный в рамках «дорожной карты» по конкуренции, предусматривает изменения в закон о естественных монополиях. Эти поправки нужны, чтобы у государства появились реальные рычаги контроля качества работы субъектов монополий, особенно на региональном уровне, где возникают основные злоупотребления в части работы с бизнесом.

По данному законопроекту у бизнеса вопросов нет, есть разногласия между ФАС и ФСТ, насколько мы понимаем. Нам важно, чтобы Правительство в кратчайший срок приняло какое-то решение. Мы в принципе его поддержим, чтобы этот закон как можно быстрее поступил в Государственную Думу.

Законопроект в рамках «дорожной карты» по налогам был внесён в Правительство после согласования с предпринимателями и содержит нормы по упрощению налогового администрирования, включая расширение электронного документооборота. По нему были замечания со стороны Главного правового управления. Минфин вчера провёл совещание, я так понимаю, позиция согласована, замечания учтены. В общем, мы тоже это всё поддерживаем. Надеемся, что в ближайшее время этот законопроект будет внесён.

Два законопроекта подготовлены в рамках «дорожной карты» по строительству. Один должен решить проблему большого количества незастроенных земельных участков жилищного фонда, когда у нас земли покупаются, но при этом не используются, и это не позволяет эффективно использовать земли населённых пунктов. Там существуют две проблемы: либо на участке дом не строят, либо строят, но не регистрируют право на него в установленном порядке.

Бизнес предложил применять повышающие ставки налога на землю в зависимости от срока использования участков. Нам кажется, что это будет стимулировать собственников земельных участков использовать их более рационально и по назначению. Там тоже были замечания…

Наконец, последний проект федерального закона направлен на упрощение процесса подготовки документации по планировке территорий и снижение риска строительства жилых объектов, не обеспеченных необходимой инфраструктурой. Законопроект был согласован с бизнесом, внесён в Правительство, по нему возникли замечания у правительств Москвы и Московской области. Дмитрий Николаевич Козак поручил доработать все эти замечания до 11 декабря. Я надеюсь, мы успеем их в исправленном виде в этом году принять», - пояснил Андрей Никитин.

В заключение своего выступления генеральный директор АСИ обратился к Правительству с просьбой привлекать членов рабочих групп Национальной предпринимательской инициативы к рассмотрению законопроектов в Государственной Думе. «Часто мы видим, когда на этой площадке вносятся какие-то дополнения в законопроекты, и, может быть, здесь эксперты из рабочих групп будут полезны с точки зрения отстаивания той версии, которая нужна бизнесу», - пояснил Андрей Никитин.

Для справки:

Всего за период с июля 2012 года по ноябрь 2014 года исполнено 393 мероприятия «дорожных карт», 117 находятся в процессе исполнения, 39 – не исполнены.

Правительством Российской Федерации ускорена подготовка проектов федеральных законов, разрабатываемых в рамках реализации мероприятий «дорожных карт». На сегодняшний день в целях обеспечения «дорожных карт» принято 33 федеральных закона, 40 законопроектов находятся на рассмотрении в Государственной Думе.

Основными результатами в рамках реализации «дорожных карт» за последнее полугодие являются:

- утверждение графика снижения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям потребителей с максимальной мощностью до 150 кВт;

- совершенствование порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- утверждение исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, порядка внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства;

- исключение требования о предварительной оплате уставного капитала ООО;

- исключение необходимости обращения к нотариусу в случае представления документов в регистрирующий орган лично заявителем;

- введение обязательного досудебного обжалования решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации;

- установление порядка представления правообладателем заявления о внесении отметки об ограничениях по распоряжению имуществом такого правообладателя в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);

- обеспечение возможности предоставления неограниченному кругу лиц сведений из ЕГРП о переходе прав на объекты недвижимости (об основаниях и дате перехода права, наименовании правообладателя – юридического лица, а для физических лиц – только имя гражданина);

- утверждение порядка уведомления (посредством СМС, электронной почты и другими способами) заявителей о ходе оказания государственных услуг в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учёта, а также порядка уведомления правообладателей о внесённых изменениях в сведения, содержащиеся в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости;

- внедрение технологии автоматической регистрации декларации на 94 таможенных постах;

- освобождение декларанта от обязанности представлять при декларировании документы в бумажном виде, если они были получены таможенным органом в виде электронных документов;

- обеспечение учёта и контроля применения генерального обеспечения и автоматического высвобождения (разрезервирования) зарезервированной суммы генерального обеспечения с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;

- предоставление возможности применения авиаперевозчиком «невозвратных» тарифов и возможности отказаться от включения в тариф услуг по предоставлению питания и напитков в полёте;

- снижение платы за абонентскую линию при оплате услуг местной телефонной связи.

Видео