«Контрольные закупки» охватят банки с госучастием и институты развития

24 ноября в рамках конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату» (организована АСИ совместно с газетой «Ведомости») прошел круглый стол «Контрольные закупки как инструмент мониторинга хода реализации дорожных карт». 

Модератором дискуссии выступил директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Артём Аветисян. На круглом столе были представлены предварительные итоги проведенного анализа контрольных закупок, проводимых НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса» (Клуб лидеров). Представляющие клуб бизнесмены выступали в качестве «тайного покупателя» государственных услуг, на практике выясняя, как реализуются «дорожные карты».

Первое, с чем сталкивается любой, кто решил заняться своим бизнесом, - это регистрация нового юридического лица. Для облегчения этого процесса АСИ разработало «дорожную карту» «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

С июля по ноябрь 2014 года было проведено 29 «контрольных закупок», которые позволили выяснить, как внедряются прописанные в ней меры. Из-за того, что человеческий фактор здесь сведен к нулю, по всей России картина практически идентична - это занимает не более 10 дней, и предпринимателю нужно пройти не более 5 процедур.

Начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Колесников рассказал, что сейчас полным ходом идет разработка и внедрение онлайн-сервисов, которые призваны облегчить подачу заявления и регистрацию нового юридического лица. По его словам, срок создания любого сервиса, включая обкатку и наладку, - это как минимум год. Но сейчас работа близится к завершению.

«Мы хотели бы, чтоб года через 3-4 не менее половины предприятий мы регистрировали по электронным документам. Сейчас это примерно 10-12%. Еще у нас есть поручение Правительства, и мы сократим сроки регистрации до 3 рабочих дней. Введем типовые уставы, что должно сократить издержки, но при этом дадим возможность использовать уникальные уставы, и переходить от одного к другому по желанию», - отметил Виталий Колесников.

Также он подчеркнул, что уже скоро ФНС внедрит облачные технологии в систему регистрации и учета. Все 800 регистрационных органов и порядка 9000 учетчиков начнут работу в терминальном режиме, а данные будут собираться в одном центральном хранилище данных.

«Это позволит устранить все ошибки ведения реестра, которые возникают с переходом на разные уровни: когда с местного уровня собирается реестр на уровне региональном, а от регионов информация уходит на федеральный уровень, ошибки в пути неизбежны. Кроме того, в будущем это позволит принимать документы по экстерриториальному признаку», - сказал Виталий Колесников.

Еще одним важным этапом создания своего бизнеса, особенно связанного с производством, становится подключение к энергосетям. Руководитель рабочей группы АСИ «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» Сергей Пикин сообщил, что по подключению к энергосетям удалось провести 21 закупку в 7 регионах. 

Выяснилось, что несмотря на старания сетевых компаний соблюдать все прописанные в «дорожной карте» процедуры и сроки, просрочки все равно исчисляются десятками дней. Проблемы возникают на этапе строительных работ.

«Контрольная закупка, проведенная в Москве, показала, что из-за плохо проработанных процедур выбора подрядной организации предпринимателю приходится чуть ли не самому вступать в диалог с подрядчиком, чтоб пытаться ускорить процесс», - заявил Сергей Пикин.

Он обозначил еще одну проблему - выбор тарифа, по которому предприниматель должен рассчитываться с сетевой компанией. Их существует два - либо за киловатт мощности, либо за набор работ (так называемые стандартизированные ставки). И сети всегда выбирают тариф, более выгодный для них, хотя должны предоставлять этот выбор бизнесу.

«Из-за этого процедуры удлиняются: в Москве вместо положенных 6 процедур оказалось 7, и еще 2 дополнительные, связанные, к примеру, с тем, что предприниматель должен еще пойти и написать мотивированный отказ от данного тарифа», - пояснил Сергей Пикин.

По его мнению, нужно дать предпринимателям возможность самим выбирать тариф и проводить строительные работы по подключению своих объектов к сетям, а также более четко определить сроки и разграничить полномочия по одобрению и выделению мощностей.

Директор направления «Новый бизнес» АСИ Артём Аветисян обозначил еще одну проблему, которую выявили «контрольные закупки». Он обратил внимание, что весь последний год предприниматели в разных регионах жаловались на одни и те же сложности с доступностью финансово-кредитных ресурсов.

«Особенно если говорить о долгосрочных деньгах, возникают проблемы с жесткостью требований, относящихся к обеспечению кредитов, и длительностью процедур, связанных с этим. У нас есть предприниматели, которые годами ждут ответа от банков и институтов развития. В рейтинге Всемирного банка мы опустились на 6 позиций», - отметил Артём Аветисян. Он заявил, что этот вопрос был поднят на встрече директоров АСИ с Президентом России Владимиром Путиным 6 ноября, и он поручил использовать «контрольные закупки» для проверки работы институтов развития и банков с государственным участием в этой области.

«Сейчас они должны стать настоящими партнерами бизнеса. Помочь сохранить и развить его. И, безусловно, такое взаимодействие должно проходить при понятных и прозрачных процедурах», - подчеркнул Артём Аветисян.