Сочи-2014: Лучшие практики регионов-участников Национального рейтинга инвестклимата представлены на Сочинском форуме

В рамках XIII Международного инвестиционного форума «Сочи-2014» состоялся деловой завтрак «Инвестиционная привлекательность регионов. Действуем сообща!», на котором были представлены лучшие практики участников Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России.


Модератор дискуссии, ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов сообщил, что сборник лучших практик Национального рейтинга формировался по 5 ключевым направлениям, которые содержат как наибольшие проблемы для инвесторов и бизнеса в регионах, так и наибольшие возможности для развития. 

В перечень ключевых направлений вошли: получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, институты для бизнеса, инструменты финансового стимулирования, а также поддержка малого предпринимательства.

«При создании сборника лучших практик организаторы воспользовались помощью экспертных групп, состоящих из предпринимателей, которые дали свое заключение по каждому из этих направлений. К разработке сборника были привлечены федеральные ведомства, в первую очередь Федеральная налоговая служба, Министерство строительства и ЖКХ, Минэнерго, Минэкономразвития», - пояснил Андрей Шаронов.


Александр Шохин, Алексей Репик, Андрей ШароновПрезидент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин представил лучшие практики регионов-участников рейтинга, связанные с регулированием административных процедур для бизнеса: «Согласно результатам рейтинга, по показателю «разрешение на строительство» лидерами стали Татарстан, Челябинская и Калужская область. Разница в получении разрешения на строительство между группой регионов-лидеров и группой с максимальным потенциалом роста по срокам различается в 4, а по количеству процедур в 2,5 раза».


По мнению президента РСПП, «во внедрении лучших практик, безусловно, многое зависит от регионов. Они могут создать типовой административный регламент, портал, на который подаются заявки, ввести специальную систему мотивации для чиновников, которые работают в данной сфере, разрабатывать типовые проекты. Это и есть то, что мы называем лучшими практиками».


Александр ХуруджиРуководитель одной из экспертных групп Национального рейтинга Александр Хуруджи разъяснил участникам дискуссии принципы, на основе которых формировались лучшие практики: 


«Изначально мы проводили интервью предпринимателей регионах-лидерах, стараясь понять, в чем именно заключается успешный опыт. Старались найти так называемые типовые решения. Также важно было понять, насколько лучшая практика масштабируется, насколько она применима в других регионах. Только после того, как мы находили ответ на эти вопросы по отношению к каждой лучшей практике, она включалась в сборник».


Михаэль ХармсУспешный опыт регионов в развитии институтов для бизнеса обозначил председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс


«Институты для бизнеса в регионах имеют очень большое значение. По моему мнению, институты – это застывшие обычаи. Они должны быть настолько стабильными, чтобы войти в «ткань» всех бизнес-процедур, которые у нас есть», - отметил он.


Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов рассказал о корпорации развития региона, работа которой была признана одной из лучших практик Национального рейтинга. 


«Этот институт работает, и мы делаем все, чтобы он развивался дальше. Если раньше мы ставили перед собой задачу только привлечения инвестиций, то сейчас появилась такая функция, как сопровождение инвесторов. Кроме того, корпорация занимается работой по созданию благоприятного имиджа Ульяновской области. Ресурсы по развитию корпорации не исчерпаны», - отметил губернатор.


Сергей МорозовСергей Морозов подробно остановился на некоторых конкретных решениях, позволяющих эффективно развивать инвестиционный и деловой климат в регионе: «Мы убедили предпринимательское сообщество, начиная с малого бизнеса и заканчивая крупными проектами, писать обращения со своими проблемами не в адрес местной администрации, а в адрес губернатора. Регулярно собираем совещания с профильными чиновниками и разбираем данные обращения. Никто не выходит с совещания до тех пор, пока не будут прописаны конкретные задачи для каждого по решению сложившейся ситуации. Через 10 дней мы собираемся тем же составом, и ответственные лица отчитываются о том, как они помогли предпринимателям, не просто отреагировали, а именно помогли».


О лучших практиках в сфере инфраструктуры и ресурсов для бизнеса рассказал сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик. По его мнению, уже сложившиеся исторически инфраструктурные возможности в регионе должны стать одной из ключевых точек роста для губернаторов при улучшении инвестиционного климата.


Алексей Репик«Если мы будем смотреть на лучшие практики, то окажется, что Ростовская область, Ульяновская область, которые выступают в носителями лучших практик, не изобретали велосипед, но, в то же время, нашли способ эффективно использовать то, что есть, так, как им нужно», - пояснил Алексей Репик.


«Например, субъекты вложились в создание многофункциональных центров по оказанию госуслуг. В основном МФЦ, конечно, рассчитаны на повышение качества жизни граждан. Тем не менее, в той же Ростовской области использование этой инфраструктуры для целого комплекса процедур, с которыми сталкивается предприниматель, особенно начинающий, существенно повысили желание людей работать в бизнесе», - добавил сопредседатель «Деловой России».

Носителями лучших практик в сфере поддержки малого бизнеса стали Ставропольский край, Республика Саха-Якутия, Ульяновская область, Приморский край и Челябинская область.

Об общих принципах, объединяющих данные регионы по отношению к поддержке малого предпринимательства, рассказал вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Николай Николаев: «Для малого бизнеса всегда наиболее актуальным был вопрос доступа к финансовым ресурсам. В сборник попали, прежде всего, практики, связанные с финансовой поддержкой малого предпринимательства. Два ключевых фактора успеха в данном направлении - это информированность и доступность. Главное, что объединяет лидирующие регионы – отсутствие пассивной позиции, практически насаждение помощи малому бизнесу».


Планируется, что в ближайшее время на площадке одного из ведущих федеральных ВУЗов пройдут обучающие семинары для профильных региональных министров, в ходе которых они ознакомятся с лучшими практиками Национального рейтинга и возможностях их реализации в своем регионе.


  • Комментарии участников дискуссии



Сергей СитниковСергей Ситников, губернатор Костромской области: 


«Наши результаты в пилотном рейтинге мы используем как визитную карточку региона в ходе переговорных процессов с перспективными инвесторами. 


Для многих из них пятое место и присутствие Костромской области в лидирующей группе рейтинга - это очень ясный позитивный сигнал. 


Сейчас мы думаем только о том, как бы удержать лидирующие позиции и не останавливаться на достигнутом. Впереди еще очень много работы».





Сергей Ястребов, губернатор Ярославской области: 

«Мы положительно смотрим на вхождение региона в рейтинг. У нас нет проблемы технологического присоединения. Ни одного острого проблемного обращения. Но мы собираемся наращивать финансовую поддержку бизнеса. Поэтому мы приняли решение и в рамках нашего фонда предоставляем возможность получить дешевые кредиты для проектов АПК - 6%, промышленности - 7% и прочие - 10%. Кроме того, мы даем гарантии, и под эти гарантии бизнес может привлечь порядка 270 млн. рублей под проекты в текущем рынке. Учитывая наше географическое положение и туристическую тропу, мы видим серьезные перспективы развития, связанные с сервисом... Во многом учимся у наших ближайших соседей, советуемся с Сергеем Константиновичем [Ситниковым], благо ехать к нему недалеко».



Михаил Игнатьев, глава Чувашской Республики: 


«Благодаря Национальному рейтингу мы планируем лучше оценить наши слабые и сильные стороны в развития инвестиционного климата. 


У Чувашии нет больших природных ресурсов. Ключевыми для нас являются человеческий и интеллектуальный капиталы. Мы инвестиции вкладываем в человека. Спрос работодателей высок и для его удовлетворения предприятия создают ресурсные центры, чтобы выпускники учебных заведений приходили на производство, уже имея опыт работы на современном оборудовании».



Александр ДрозденкоАлександр Дрозденко, губернатор Ленинградской области: 


«Одно из главных достижений первого Национального рейтинга – это возможность регионов посмотреть на себя со стороны. Мы создали систему инвестиционного развития Ленинградской области. Разработали интерактивную карту, которая содержит информацию по инвестиционным площадкам, крупным объектам, транспортной и инженерной инфраструктуре. Бизнес может узнать всю необходимую информацию для будущей работы в регионе.

Мы одни из первых в Российской Федерации совместно с Агентством стратегических инициатив составили программу внедрения муниципальных инвестстандартов. И уже первые три района в порядке эксперимента у нас эти муниципальные стандарты внедряют».


Справочно

28 января 2014 года Ленинградская область первой среди регионов СЗФО объявила о полном выполнении всех 15 пунктов Стандарта АСИ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. С июня 2014 года ведется внедрение Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области (Муниципальный стандарт). Внедрение стандарта позволит существенно сократить время прохождения разрешительных процедур на муниципальном уровне.


Муниципальный стандарт, разработанный комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области совместно с представителями бизнеса и общественных организаций (АСИ, совет муниципальных образований), включает в себя 8 пунктов. Один из наиболее важных - организация работы по оказанию муниципальных услуг инвестору в режиме «одного окна». Также на районном уровне будут утверждаться документы территориального планирования, создаваться инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, будет сформирован коллегиальный совещательный орган, из состава руководителей местных предприятий. Наличие, как минимум, одной площадки, приспособленной для размещения производства. Кроме того, район должен заключить соглашение с «Агентством экономического развития Ленинградской области», что позволит обмениваться информацией, необходимой для развития инфраструктуры привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов. Также в районе должен быть утвержден инвестиционный паспорт.