VR-технологии помогут особенным детям освоить новые навыки и научиться жить в обществе

Фото: Shutterstock

Центр передовых решений АСИ представил участникам из регионов четыре проекта по реабилитации детей и подростков, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС), а также людей с ампутированными конечностями. Инициативы опубликованы на платформе «Смартека» и поддерживаются Агентством.

Первый проект по VR-терапии РАС презентовал Сергей Андреев, он рассказал о первом в России приложении для лечения этого заболевания VR Inclusion. Платформа основа на отечественных VR-разработках, для терапии детей с РАС используются ведущие методологические направления, такие как прикладной анализ поведения. В VR-среде пациенты учатся таким базовым навыкам, как самообслуживание, самостоятельный поход в магазин, безопасный переход дороги, поездка на общественном транспорте, передвижение по городу и общение с другими людьми.

«Мы применяем технологии VR и разрабатываем поведенческие сценарии, но делаем их персонализированными, адаптируя под нужды и возможности каждого ребенка. Он надевает VR-очки, передвигается по комнате и участвует в различных учебных ситуациях. Во время обучения система автоматически анализирует все данные, оценивает количество и качество ошибок ребенка. Мы получаем полноценный отчет с динамикой развития навыка, прогрессом или регрессом. На основе этих данных система подсказывает, в каком направлении ребенку еще необходимо обучаться», - рассказал Андреев.

Такой метод геймификации помогает подросткам быстро и безопасно освоить жизненно важные навыки, при этом родителям не требуется тратить много средств и времени. Также VR повысит доступность и качество терапии РАС в регионах. Сейчас команда проекта разрабатывает блок арт-терапии и сказкотерапии в VR-среде.

Решение «Реабилитация и абилитация детей подросткового возраста и молодых инвалидов с множественными нарушениями развития» из ХМАО. Программа реализуется с 2018 года, ее задача – научить детей базовым навыкам самообслуживания, а также помочь найти подходящую профессию и начать самостоятельную жизнь. Реабилитацией подростков занимаются медики, педагоги, психологи, инструкторы по адаптивной физкультуре.

«Задача проекта – не заменить молодому человеку четыре стены квартиры на четыре стены нашего центра, а позволить ему полностью включиться в социум. Это невозможно сделать без межведомственного взаимодействия, поэтому мы работаем с государственными учреждениями и НКО, среди партнеров отмечу волонтеров молодежного центра, а также родителей – только при их активном участии можно добиться нашей цели», - рассказала одна из основателей проекта Екатерина Бикмухаметова.

Программа состоит из нескольких блоков, включающих психологическую диагностику и реабилитацию, социальную адаптацию, физкультуру, профориентацию. Например, для улучшения коммуникативных навыков ребята в видеостудии записывают блоги и общаются с другими детьми. При реабилитационном центре, где реализуется программа, открыты столярные, швейные, вязальные, декоративно-прикладные мастерские, в них проводятся мастер-классы. В свободное от учебы время подростки также могут подрабатывать в этих мастерских, их трудоустройством занимается местный центр занятости. Из прошедших программу подростков порядка 70% выразили желание продолжать трудиться.

Этой же теме посвящен московский проект «Комплексная программа формирования навыков самостоятельности и адаптации у подростков с нарушениями развития С.Н.А.Р.К» (Самостоятельность, Навыки Адаптации и Развитие Коммуникации).

Цель инициативы - развить коммуникативные и социальные навыки у особенных подростков 12-17 лет. Участники программы вместе с дефектологами, психологами и логопедами из «Центра лечебной педагогики» в течение года изучают раскрывают свои интересы и предпочтения, изучают социально-бытовые навыки, развивают сильные стороны личности. Подростки занимаются математикой, физкультурой, музыкой, создают керамические поделки, танцуют и готовят еду. Программа поможет подросткам научиться самостоятельно обслуживать себя дома. Пилотирование проекта, в котором приняли участие порядка 20 детей, продемонстрировал рост навыков самостоятельности в среднем на 25%.

«Подростковый возраст сопряжен с различными нюансами, поведенческими проблемами и очень важно их учитывать. Мы решили создать программу, в которой будет учитываться специфика возраста, среда ребенка, его сильные и слабые стороны, социальные навыки, ситуация в семье. Подростки у нас развивают три группы навыков: самостоятельность, адаптивные навыки и навыки коммуникации. Кроме этого, мы работаем с родителями, посещаем детей дома, так как средовой фактор очень важен. Подростки могут пожить и на наших тренировочных квартирах, чтобы в другой среде применить свои навыки», - рассказала представитель проекта Анна Лагерева.

Еще один проект – онлайн-школа ходьбы на протезах Елены Мезенцевой. Цель инициативы – помочь людям после ампутации реабилитироваться, снова начать ходить и полноценно жить. Программа подготовлена с учетом всех видов ампутации нижних конечностей. Совмещая принципы лечебной и адаптивной физкультуры, пациенты могут восстанавливаться дома, изучая видеоуроки. Выполненные задания высылаются куратору, который корректирует тренировки и помогает адаптировать их под домашние условия. Весь инвентарь могут заменить обычные вещи, имеющиеся в каждой квартире.

«Таким образом пациент не тратит деньги на дорогу и пребывание месяцами в реабилитационном центре, не отрывается от жизни в кругу семьи. Человек может дома восстанавливаться и самостоятельно осваивать ходьбу на протезах. Практика масштабируется во все регионы России, мы вовлекаем в работу все протезные предприятия, реабилитационные центры. Наши специалисты также оказывают психологическую и юридическую поддержку участникам проекта и их семьям», - отметила лидер проекта Елена Мезенцева.

Уже более 1 тыс. человек восстановились по авторским методикам и вернулись к активной жизни. До 85% пациентов, прошедших реабилитацию в онлайн-школе, смогли вернуться на прежнее место работы.