Социальная поддержка граждан, борьба за экологию, городское развитие: какие задачи регионы ставят на конкурс цифровых решений АСИ

На первый этап международного конкурса цифровых решений АСИ World AI&Data Challenge поступило уже более 100 социально значимых задач от регионов России, Узбекистана и Белоруссии. Это задачи по автоматизации проверки благонадежности НКО, анализу фермерских хозяйств, цифровизации управления обращения с твердыми коммунальными отходами, оценке уровня неформальной трудовой занятости, управления лесным хозяйством.

Присоединиться к проекту и поставить свою актуальную задачу до 31 мая могут представители власти, социальные сообщества и вузы. Лучшие задачи, которые выберет экспертное жюри и попечительский совет конкурса, будут доступны разработчикам для решения на втором этапе.

Большинство задач, представленных сейчас на конкурс, касаются социальной поддержки граждан. Например, прогнозирование реальной потребности новых мест в детских садах и школах Удмуртии на основе данных по демографии и иных открытых источниках. Прогнозирование строительства новых образовательных учреждений для дошкольников и школьников требуется для принятия управленческих решений и планирования необходимых средств регионального бюджета.

Повысить качество жизни населения планирует и Якутия. Регион поставил задачу по созданию информационно-аналитической системы, предназначенной для мониторинга, моделирования и прогнозирования социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера. Для упрощения взаимодействия промышленных компаний и представителей малочисленных народов необходимо иметь полную централизованную и доступную информацию о деятельности общин, об их границах, о ведении традиционной хозяйственной деятельности, об иных индикаторах. Это позволит корректно разрабатывать проектную документацию промышленным компаниям, а пользователи недр смогут заранее учесть маршруты стад оленей, расположение рыболовных участков и охотничьих угодий. 

Всемирный фонд дикой природы поставил две задачи по анализу экологических загрязнений. Одна из них - по выявлению с помощью космоснимков загрязнений рек взвешенными веществами в результате россыпной золотодобычи. Сейчас полный цикл поиска, скачивания, обработки и идентификации загрязнений с помощью космоснимков производится экспертами вручную, и на это уходит много ресурсов. Предлагается автоматизировать процесс за счет разницы в цвете между участками реки. 

Потребность в решениях в сфере экологии есть и у регионов, особенно по улучшению природопользования. От Саратовской области поступила задача по созданию сервиса для аналитики и управления лесным хозяйством. Решение предполагает автоматический сбор и анализ данных о лесных массивах для динамического мониторинга лесотаксации (объема срубленных и растущих деревьев) и улучшения контроля соблюдения лесного законодательства, повышения эффективности работы с лесными хозяйствами. Анализировать предполагается картографические данные, информацию о дистанционном зондировании земли, сведения из публичных кадастровых карт, систем планирования и регистрации актов природопользования. 

Одна из задач, поступивших на конкурс, требует определения по фото- и геокоординатам процента озеленения городской среды и сравнения результата с существующими нормативами. Сервис позволит повысить вовлеченность граждан в проблемы экологии. Есть задача и по повышению уровня участия молодежи в культурные городские мероприятия. Хабаровский край хочет решить проблему низкой информированности граждан о проведении обучающих, просветительских и благотворительных мероприятий. Для привлечения молодежи планируется разработать сервис, который будет совмещать функции социальной сети и городской афиши с картой мероприятий. А система фильтров и рекомендаций должна отмечать мероприятия, подходящие для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Лаборатория акселераторов ПРООН в Белоруссии на конкурсе планирует автоматизировать оценку состояния жилого фонда с учетом аварийности и проблем здания, а также планирования ремонтных работ с подготовкой сметы. Сейчас решения по планированию и ремонту жилищного фонда принимаются городскими администрациями на основе сопоставления данных из разных источников: актов осмотра помещений, письменных обращений граждан, технических паспортов, заявок от граждан, полученных через портал ЖКХ. При этом акты осмотра жилого помещения и письменные обращения не оцифровываются, а рассматриваются отдельно и вносятся в общую сводку. Как результат, городские администрации вынуждены планировать ремонт в ручном режиме на текущий и последующий года, основываясь только на исторических данных, а также сопоставлять данные из разных источников.