Дорожная карта по проекту НПИ «Совершенствование таможенного администрирования» согласована всеми участниками рабочей группы

В Правительстве Российской Федерации состоялась заключительная встреча рабочей группы АСИ «Совершенствование таможенного администрирования», по итогам которой была согласована дорожная карта проекта. Документ одобрен всеми участниками рабочей группы и подготовлен для утверждения на ближайшем заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. 

Один и участников рабочей группы, заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов, отметил: «По многим пунктам мы осознанно пошли на столь радикальные меры, так как уже начали внедрять отдельные механизмы совершенствования системы таможенного администрирования в повседневную деятельность. Например, это касается применения электронного документооборота». 

По его словам, совместная работа по формированию дорожной карты помогла систематизировать задачи и наладить эффективное взаимодействие таможенных органов с представителями российского бизнеса. 

на фото: Руслан Давыдов (ФТС России)

Цель реализации проекта - сокращение времени, стоимости и количества процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности (импорт/экспорт), в том числе: 
  • Сокращение количества процедур, необходимых для оформления импорта / экспорта товаров; 
  • Сокращение общего времени, необходимого для оформления импорта / экспорта товаров; 
  • Снижение стоимости процесса оформления импорта / экспорта товаров.
Основные мероприятия дорожной карты: 
  1. Сокращение сроков таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров; 
  2. Совершенствование форм и методов таможенного контроля; 
  3. Развитие института таможенных представителей; 
  4. Расширение упрощений для уполномоченного экономического оператора (УЭО); 
  5. Создание условий для мотивации должностных лиц таможенных органов; 
  6. Разработка предложений об изменении ответственности участников внешнеэкономической деятельности за административные правонарушения в области таможенного дела. 

По каждому из шести мероприятий дорожной карты предусмотрена реализация целого ряда подпроектов. Так, например, мероприятие №1 «Сокращение сроков таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров» включает в себя три отдельных направления работ: «Совершенствование таможенных операций» (I), «Совершенствование межведомственного взаимодействия» (II) и «Совершенствование механизма уплаты таможенных платежей» (III). 

Среди мер по реализации подпроекта «Совершенствование таможенных операций» (I), в частности, определены: 
  • Сокращение перечня документов, требуемых при подаче декларации и выпуске товаров. Предлагается рассмотреть отказ от обязательного представления следующих документов: 
a. Контракт (при наличие документа (-ов), подтверждающего все существенные условия сделки); 
b. Платежные документы; 
c. Документы, подтверждающие полномочия лица для подачи декларации на товары (ДТ) (при условии подачи ДТ в электронном виде подписанную ЭЦП) . 
  • Сокращение количества сведений в транзитной декларации до 15 (или менее) для перевозок по книжкам МДП; 
  • Обеспечение наличия предварительной информации в пунктах пропуска при условии ее подачи; 
  • Использование предварительной информации в рамках системы управления рисками (СУР) для принятия решения о выпуске; 
  • Автоматическая регистрация поданной электронной декларации на товары; 
  • Внедрение технологии автоматического (без участия должностных лиц) принятия решения о выпуске товаров при электронном декларировании; 
  • Исключение дублирования электронных документов на бумажных носителях; 
  • Введение государственного регулирования тарифов за услуги коммерческих СВХ; 
  • Оснащение автомобильных пунктов пропуска необходимым оборудованием и создание соответствующей инфраструктуры
a. Инспекционно-досмотровые комплексы, иные технические средства таможенного контроля, позволяющие осуществлять обследование транспортных средств без разгрузки товаров; 

b. Устройства считывания номеров, устройства измерения габаритов, веса и т.д.;
 
c. Электронная система очереди с информированием о процессе прохождения документов;

d. Необходимая бытовая инфраструктура; 

e. Устройства для введения, приема, передачи и обработки данных в электронном виде;

f. Межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система; 

g. Достаточное количество полос дорожного движения для недопущения заторов / очередей; 

h. Места для досмотра, в том числе ветеринарной и фитосанитарной службой. 
  • Создание комплексной программы по исправлению транспортной ситуации в морских портах
  • Сокращение сроков совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска
a. Для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному контролю - до 70 мин. в 2013 году, 60 мин. в 2015, 20 мин. в 2020 году; 

b. Для иных товаров (по которым не выявлены риски нарушений) - до10 мин. в 2015 году, 5-7 мин. в 2020 году.
  • Сокращение сроков совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в железнодорожных пунктах пропуска. Для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному контролю - 2 часа в 2013 году;
  • Сокращение сроков совершения в морских (речных) пунктах пропуска таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. С учетом совершения оператором морского порта, экспедитором, декларантом таможенной процедуры таможенного транзита и перевозчиком операций, связанных с погрузкой товаров на транспортное средство - 16 часов в 2013 году, 15 часов в 2015 году;
  •  Сокращение сроков таможенного контроля при выпуске товаров, перевозимых авиационным, автомобильным и железнодорожным видами транспорта 
a. Сократить сроки до 2 часов с момента представления таможенному органу необходимых документов или предъявления товаров в зависимости от того, какое событие наступит позднее (при условии, что в отношении товаров/ транспортных средств предоставлена необходимая информация и товары/транспортные средства не идентифицированы как рисковые поставки, требующие более тщательной проверки документов и/или досмотра); 

b. Разработать процедуру первичного селектирования (выявление товаров риска и запрещенных к ввозу товаров на основе предварительной информации) – до ввоза товаров в Российскую Федерацию; 

c. Разработать процедуру проведения предварительных операций и выпуска товаров (в том числе, в соответствии с таможенной процедурой транзита) – до окончания времени, необходимого для разгрузки морского судна (перевалки грузов на другой вид транспорта) при условии предварительной ДТ для выпуска и предварительной информации для транзита. 

Реализация этих мер потребует внесения изменений в следующие нормативно-правовые акты:
По итогам заседания все участники рабочей группы подписали Протокол «О результатах разработки дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»»:





Полная версия дорожной карты по проекту «Совершенствование таможенного администрирования», реализуемому в рамках национальной предпринимательской инициативы «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (НПИ), будет представлена для публичного обсуждения на ближайшей конференции газеты «Ведомости» 23 апреля.