Настоящее и будущее WorldSkills International в России и в мире

Настоящее 

Прошел всего год с тех пор, как Россия вступила в движение  WorldSkills International (WSI), став 60-й страной в движении. И уже в этом году было принято решение о проведении Совета директоров WorldSkills International в Москве. Местом проведения выбрана новая площадка Агентства стратегических инициатив - «Точка кипения». 

В повестке Совета директоров было обсуждение плана мероприятий следующего года, стратегия развития бренда и коммуникаций WorldSkills, взаимодействие движения с международными организациями, программа Генеральной ассамблеи на 2014 год. 

В ходе Совета директоров была проведена форсайт-сессия, посвящённая будущему профессионального образования и будущих рабочих профессий. 


Цель – проработать будущие надпрофессиональные рабочие компетенции, выявить тренды, которые будет необходимо учитывать в стратегии развития движения WorldSkills, определить основные векторы развития соревнований. Эта сессия продолжит проект Агентства стратегических инициатив и МШУ «Сколково» - «Форсайт компетенций», выводя его на глобальный уровень.

В форсайт-сессии участвовали представители Совета директоров WSI, организаторы движения в России, команда Агентства направления «Молодые профессионалы» и глобальные индустриальные партнеры WorldSkills. В ходе форсайт-сессии и Совета директоров Президент WorldSkills International Саймон Бартли так обозначил основные задачи движения: 

WorldSkills International – это некоммерческая глобальная организация, которая на данный момент включает в себя 67 стран-участников, в частности, все страны «Большой двадцатки». 


На сегодняшний день WorldSkills International помогает странам-участникам организовывать и проводить национальные и международные соревнования рабочих профессий. Во время проведения этих соревнований страны-участники могут сравнить, на каком уровне развития находятся их профессиональные стандарты, могут продемонстрировать свои умения, понять как с ними обстоят дела в других странах. Это означает, что они могут сопоставлять уровень компетенций и международных стандартов, после чего привозить эти результаты к себе домой, чтобы оценить уровень компетенций в своей стране и сравнить производительность труда с другими участниками. 

Для этого мы двигаемся в трёх основных направлениях: во-первых, мы рассказываем детям о том, какие профессии вообще бывают, и какой карьерный рост возможен в этих профессиях. Во-вторых, страны-участники могут сопоставить свои стандарты с лучшими профессиональными практиками, чтобы понять, на каком уровне развития находится страна. В третьих, мы транслируем во все страны-участники движения лучшие образовательные программы и практики, разработанные международными экспертами WorldSkills. 
Также нашей основной деятельностью является взаимодействие с правительствами стран-участников для того, чтобы показать, как можно совместить академическое и профессиональное образование. Ведь для того, чтобы страна развивалась профобразование тоже необходимо. То, что мы делаем, мы считаем правильным потому, что мы даём возможность молодым людям самореализоваться через профессиональную деятельность. Тем самым мы развиваем и экономику, ведь успех страны на глобальном рынке во многом зависит от того, как развиты рабочие профессиональные кадры в ней. 

Сегодня мы находимся в Москве, так как здесь проходит финал московского чемпионата WorldSkills. Одна из важных целей нашего визита – помощь движению WorldSkills Russia, продвижение WorldSkills в остальные регионы России. 

Будущее WorldSkills и рабочих профессий 

Директор образовательных программ Сколково Павел Лукша прокомментировал итоги форсайт-сессии: 


Мы планировали сделать форсайт-сессию с Советом директоров WorldSkills International, на которую мы пригласили отраслевых партнёров чтобы показать, куда движется глобальный мир рабочих навыков, каковы основные вызовы с точки зрения этого глобального мира, какова роль WorldSkills в этом новом мире и какова будет роль России в WorldSkills, исходя их этого. 

За два дня мы получили хороший ответ на эти вопросы: мы построили карту, которую мы передадим совету директоров WorldSkills International, мы сформулировали аспекты миссии WorldSkills, которые важны для будущего, например, WorldSkills всё больше становится карьерной биржей. 

То есть, если раньше миссия WorldSkills была в продвижении стандартов, потом – обеспечением сопоставимости этих стандартов, то сейчас это уже становится глобальной карьерной биржей, не только мировой, но и внутренней в стране, которая продвигает наиболее талантливых людей, показывает их работодателям. 

Кроме этого, WorldSkills в мире становится структурой, которая продвигает новое отношение людей к работе, отношение, когда люди думают о том, какова их роль и реальная задача в этом мире. WorldSkills как раз находит таких героев, и этот тренд очень важен: в будущем будет всё больше людей, которые будут самостоятельно выбирать себе занятие, и здесь WorldSkills очень важен как партнёр этого движения. 


Есть ещё одна история, которую мы увидели через форсайт – это возрождение ремесленничества, в течение ближайших лет это станет очень важным именно потому, что люди больше начинаются задумываться о себе и своём месте в работе. Мы увидели также ещё несколько важных трендов: 

автоматизация и распространение цифровых технологий, которые дают больше гибкости в том, чем и как заниматься
люди начинают сами принимать решения о том, сколько и как они хотят работать, и одновременно увеличивается ценность досуга; 
в будущие профессии и компетенции будут непременным компонентом входить информационные технологии и «зелёное сознание» то есть, экологичность. 

Мы обсудили также, как вообще вернуть значимую роль профессиональных рабочих, ведь в структуре занятости эти рабочие сейчас наиболее востребованы. 

В качестве примера можно привести Бразилию или Тайвань, где уже сейчас люди предпочитают получать профессиональное образование, потому что это более гарантированная занятость, а университетское образование не гарантирует трудоустройство. 

Одна из самых больших проблем в этом – родители, сознание которых не готово к этому факту, и часть нашей сессии мы обсуждал, что нужно заниматься образованием именно родителей, повышать их осведомлённость в том, что рабочие профессии – это очень хорошая перспектива сегодня. 

Будущее WorldSkills Russia 

Мы задали нескольким членам Совета директоров WSI вопрос о том, каким они видят будущее у WorldSkills Russia? И вот какие ответы мы получили: 

Роберту Спада (Бразилия): 

«У меня есть твердая уверенность в том, что Россия может стать примером профессионального образования для всех стран, если сможет уделить большее внимание внутреннему содержанию программ профессионального обучения, поскольку сам процесс обучения в колледжах и вузах, насколько я знаю, проходит на высоком уровне. Кроме того, в России высокий уровень образования рабочей силы не только в сфере услуг и промышленности, но и во всех остальных сферах, в том числе в сфере госуправления. А российский участник соревнования WorldSkills имеет возможность получить передовой мировой опыт, который он может тиражировать по всей стране. Тогда в России появятся лучшие специалисты, способные выигрывать мировые соревнования. И вы можете добиться этого за очень короткое время!» 

Исполнительный директор WorldSkills International Дэвид Хоуи (Австралия): 

«Я считаю, что у WorldSkills Russia большое будущее, поскольку у руководства организации есть прекрасное умение использовать любую возможность для развития чемпионата в стране. У России также есть возможность использовать тот огромный опыт, который движение WorldSkills накопило за всю свою почти шестидесятилетнюю историю. Другие страны прошли долгий путь, чтобы понять, что работает, а что нет, в то время как у России есть шанс сразу перенять лучшие практики и без промедления начать их внедрять и использовать». 

Йос де Гуй (Нидерланды): 

«Будущее WorldSkills Russia выглядит безоблачно, поскольку организация находится в очень хороших руках. Я также рад отметить, что развитию этого движения в России способствует Агентство стратегических инициатив, у которого есть видение и глубокое понимание миссии WorldSkills и которое способно объединить усилия частного и государственного секторов, а также образовательных учреждений, что крайне важно для национального оператора WorldSkills».