НПИ: Госкомпании формируют подразделения по работе с малым и средним бизнесом

3 сентября в конференц-зале Правительства Москвы состоялось совещание «О ходе и перспективах реализации мероприятий дорожной карты «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» под руководством директора направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Артема Аветисяна

В совещании приняли участие более 80 представителей бизнеса, министерств и ведомств, экспертов. 

Открывая совещание, Артем Аветисян отметил, что цели обсуждаемой дорожной карты весьма амбициозны: ее реализация позволит малому и среднему бизнесу расширить долю своего участия в закупках инфраструктурных монополий и компаний с госучастием с 10% до 25%. Он также подчеркнул, что итоги мониторинга выполнения дорожной карты, осуществляемого АСИ, Клубом лидеров и другими организациями, систематически направляются Президенту России Владимиру Путину

«Нам очень важно обеспечить стимулирование менеджмента заказчиков для активного привлечения малого и среднего предпринимательства к закупкам, но при этом реализация мероприятий дорожной карты не должна создавать условий, при которых заказчики будут вынуждены осуществлять у них закупки более дорогой и менее качественной продукции, работ или услуг», - подчеркнул Артем Аветисян

Председатель совета директоров ОАО «Тверьстеклопластик», руководитель рабочей группы АСИ по разработке дорожной карты, член Клуба лидеров Сергей Фахретдинов в своем докладе сообщил, что Министерством экономического развития в соответствии с пунктами дорожной карты был подготовлен и направлен в аппарат правительства пакет директив. По отдельным пунктам дорожной карты были созданы ведомственные рабочие группы. 

Целый ряд предписаний по взаимодействию с малым и средним бизнесом уже выполнен. Кроме этого, разработаны программы партнерства между инфраструктурными монополиями и госкомпаниями, которые будут в ближайшее время опробованы на нескольких примерах. 


Как рассказал Сергей Фахретдинов, совместно с Минэкономразвития подготовлен проект правительственных директив по основным вопросам: 
создание в структуре компаний с госучастием и инфраструктурных монополий совещательных органов, осуществляющих функции общественного аудита проводимых закупок; 
внесение принципиальных изменений в положения о закупках заказчиков, устанавливающих регламентирующие сроки возврата обеспечения заявки и подписания договора с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) с момента подведения итогов закупки; 
предоставление заказчиком права выбора субъектам МСП условий обеспечения заявки между банковской гарантией и денежным обеспечением, а также возможность обеспечения переуступки прав требования по договорам субъектов малого и среднего предпринимательства с заказчиками в пользу финансово-кредитных учреждений (факторинг) и прочие пункты дорожной карты в части стимулирования менеджмента заказчиков и установления показателей инновационного развития. 

Также ведется активная работа по разработке приказа «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства». Документ будет регулировать взаимные обязательства МСП и заказчиков и выстраивать эффективное партнерство. 

По словам директора департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития России Кирилла Степанова, хороший пример взаимодействия малого и среднего бизнеса с государственными компаниями можно найти в сфере транспорта. В настоящее время спрос на инновационные продукты в этой отрасли растет, и доля малого и среднего бизнеса в закупках постоянно расширяется. 


В докладе генерального директора ООО «Автодор-Закупки» Александра Соколова было отмечено, что компания «Автодор» уже приступила к реализации дорожной карты, разработав критерии для различных видов закупок. Также внутри компании создан совещательный орган, который будет следить за их эффективностью. 

Если опыт взаимодействия «Автодора» с малым и средним бизнесом будет признан успешным, компания готова предоставить свои соображения в Правительство РФ в форме рекомендаций. 

Директор по закупкам «Росатома» Роман Зимонас, в свою очередь, сообщил, что в структуре «Росатома» также формируется специальный отдел по связям с малым и средним бизнесом. 

По его словам, в 2013г. более 11% поставок для компании было осуществлено с помощью малого и среднего бизнеса. 

Однако нарастить данный показатель будет проблематично – «Росатом» работает в сфере, где многие технологии и продукты являются государственной тайной. 

Также одной из важных проблем, по его словам, является то, что метод осуществления закупок в электронной форме не предусмотрен в ФЗ 223. 


На это же обратил внимание и начальник отдела маркетинговых коммуникаций ООО ВТБ Факторинг Александр Чекрыгин. Он отметил, что необходимость участия в большом количестве тендеров, подготовка тендерной документации - это существенная нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса. 

Доступ к заказчику - также не систематизированная и сложная сфера, и сегодня необходимо думать о разработке систем обучения бизнеса.