АСИ создаст условия для доступа бизнеса и НКО в сферу образовательных услуг

По итогам экспертной встречи, которая состоялась в АСИ 10 июля, были определены проблемные зоны и контуры дорожной карты, а также сформулированы рекомендации по увеличению доли негосударственных компаний на всех уровнях системы образования в России.  

В рамках подготовки предложений в дорожную карту «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» в направлении «Социальные проекты» АСИ прошло совещание с участием представителей Минэкономразвития России, Общественной палаты Российской Федерации, ОПОРЫ России, социально-ориентированных некоммерческих организаций, экспертов в социальной сфере и лидеров поддержанных АСИ проектов. 

Участники встречи обсудили и внесли предложения по развитию негосударственного сектора в сфере основного и дополнительного образования взрослых и детей, а также организации детского отдыха. Модераторами совещания выступили заместитель директора направления «Социальные проекты» АСИ Анна Нестерова и директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации Артем Шадрин


Открывая совещание, Анна Нестерова обозначила два основных направления, на которых необходимо сфокусировать предложения: предоставление доступа негосударственного сектора в социальный сектор и создание стимулов для бизнеса и НКО к началу деятельности в этой сфере. 

Кроме того, необходимо определить целевые показатели дорожной карты, среди которых должны быть доля негосударственных организаций, уровень удовлетворенности потребителя и пр. 


Артем Шадрин отметил, что структурно дорожная карта по направлению «Образовательные услуги» должна включать в себя все уровни современной системы российского образования: 
Дошкольное образование; 
Общее образование;
Среднее профессиональное образование; 
Высшее образование; 
Дополнительное образование детей и взрослых (модель непрерывного образования);
Вопросы детского отдыха. 

Директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский подчеркнул, что для развития рынка образовательных услуг необходимо увеличивать предложение со стороны негосударственных организаций. 


«По сути, сегодня мы потребляем разработанный еще в советские годы перечень массовых услуг, в то время, как общество существенно повысило свой запрос на объем и качество образовательных продуктов», - отметил Владимир Яблонский

Модераторы совещания представили собравшимся экспертам руководителя подгруппы по направлению «Образование» – кандидата экономических наук, директора центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ ВШЭ Татьяну Абанкину


По итогам дискуссии были определены основные проблемные моменты и внесены предложения по их решению: 
  • Необходимость комплексного подхода в формировании стимулирующих мер развития негосударственного сектора в регионах; 
  • Создание условий для равного доступа к бюджетному финансированию организаций государственного и негосударственного секторов;
  • Совершенствование гражданского и жилищного законодательств в части расширения возможностей для индивидуальных предпринимателей оказывать услуги в сфере образования;
  • Необходимость уравнивания в трудовых правах (педагогический стаж, досрочная пенсия и т.д) преподавателей, работающих у индивидуальных предпринимателей и других педагогов;
  • Создание условий для сетевого взаимодействия отраслевых организаций государственного и негосударственного секторов. Определение нормативов финансирования в условиях сетевого взаимодействия; 
  • Необходимость в пересмотре школо-центрированной модели системы дополнительного образования в связи с внедрением новых государственных образовательных стандартов; 
  • Развитие практики договорной работы со школами по аутсорсингу непрофильных образовательных программ;
  • Разработать принципы реализации внеурочной деятельности в государственных и негосударственных организациях;
  • Создать нормативно-правовую базу для организации деятельности семейных детских садов; 
  • Предусмотреть увеличение заработной платы педагогических работников за счет сокращения затрат на материально-техническое обеспечение; 
  • Разработать предложения по лицензированию детских досуговых центров в соответствии с новыми требованиями закона об образовании; 
  • Решение проблемы привлечения негосударственного сектора к реализации инклюзивного образования на всех уровнях, а также возможность разработки технических регламентов (либо отдельного стандарта) для каждой группы с отклонениями в психофизическом развитии; 
  • Разработать варианты облегчения доступа НКО к конкурсам на предоставление образовательных услуг;
  • Пересмотреть подходы к предоставлению бюджетного финансирования для негосударственных вузов, отказавшись от принципа контрольных цифр приема, взяв за основной критерий востребованность выпускников вузов, процент трудоустроенных по специальности, количество НИОКР вуза и т.д. 

В связи с тем, что в настоящее время основные решения в социальной сфере находятся в зоне ответственности субъектов Российской Федерации, для реализации дорожной карты будут выбраны пилотные регионы. По итогам прошедшей апробации будут даны рекомендации к дальнейшему тиражированию новой модели предоставления образовательных услуг. 

16 июля направление «Социальные проекты» АСИ проведет совещание экспертов, участников подгруппы дорожной карты в области здравоохранения.